Более 5 тыс. транспортных средств поступило в регионы благодаря нацпроекту в 2024 году
Благодаря реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги», инициированного Президентом России, в текущем году в 64 региона-участника нацпроекта поступило более 5 тыс. единиц подвижного состава общественного транспорта. До конца 2024 года планируется поставить еще более 2,3 тыс. машин. На эти цели выделено 79 млрд руб. федерального финансирования.
«Масштабное обновление подвижного состава стало возможным благодаря своевременным решениям и поддержке Президента. В настоящее время мы продолжаем развивать комфортную среду, где поездка на общественном транспорте не уступает передвижению на личном автомобиле и является предпочтительным выбором для населения. За счёт новых поставок наземного транспорта в регионах увеличивается количество маршрутов, а люди быстрее и с комфортом добираются до работы, учёбы и других нужных мест. Безусловно, это делает граждан более мобильными, а значит, и более активными участниками жизни своих городов и всей страны. Только в 2024 году по нацпроекту “Безопасные качественные дороги„ в регионы поставлено уже более 5 тыс. транспортных средств, в том числе 4,8 тыс. автобусов, 84 троллейбуса, 108 трамваев и 27 электробусов. Всего в этом году планируется обновить порядка 7,4 тыс. единиц подвижного состава в 64 регионах», — сообщил заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин.
Работа по обновлению пассажирского транспорта в российских городах стартовала в 2020 году. За предыдущие четыре года в рамках национального проекта обновлено порядка 6 тысяч единиц общественного транспорта — это 5 278 автобусов, 282 троллейбуса, 240 электробусов и 156 трамваев. Эти изменения не только способствуют совершенствованию инфраструктуры городов и регионов, но и оказывают значительное влияние на экономику.
Подвижной состав общественного транспорта поступает в субъекты страны в рамках федерального проекта «Развитие общественного транспорта», а именно благодаря субсидированию льготного лизинга АО «ГТЛК», за счет федеральных средств и Фонда национального благосостояния, проектов комплексного развития городского электрического транспорта по концессионной модели, предоставления специальных казначейских кредитов, а также за счет резервного фонда Правительства РФ. За счет софинансирования из федерального бюджета региональные перевозчики получают в лизинг экологически чистый и комфортабельный транспорт, подходящий для людей с ограниченными возможностями здоровья, со скидкой.
В частности, в Новосибирскую область в текущем году поставлено 49 троллейбусов марки «Горожанин», их них 23 единицы подвижного состава уже вышли на маршрутную линию № 7. Остальные транспортные средства сейчас проходят техническое дооснащение, они должны выйти на маршрут № 29 в октябре.
Большое преимущество нового подвижного состава — в увеличенном автономном ходе. Использование такого автотранспорта позволит вывести маршруты за пределы контактной сети.
«Новые троллейбусы позволили связать удаленные точки Новосибирска без контактной сети. По новым техническим требованиям мы закупаем транспорт, способный до 30 километров проехать от аккумуляторной батареи, что позволяет делать маршруты более гибкими. Кроме того, они позволяют нам создавать крупные пересадочные транспортные узлы. Уже сейчас троллейбусы показывают свою эффективность — мы соединили удаленный от центра города автовокзал с ближайшей станцией метро, благодаря чему добраться до него стало быстрее и проще», — сообщил министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолий Костылевский.
Ранее, в 2022 году, регион благодаря нацпроекту приобрел 9 аналогичных транспортных средств. Всего же за 4 года (2021-2024 годы) в Новосибирскую область поступило 246 автобусов и 58 троллейбусов.
В Томск в этом году по национальному проекту «Безопасные качественные дороги» поступили пять новых трамваев, приобретенных с использованием механизма лизинга и государственной поддержки в форме субсидий Минтранса России. Новый транспорт уже вышел на линию в середине июня, за это время подвижной состав перевез за месяц более 90 тыс. пассажиров.
Современные трамвайные вагоны произведены на Усть-Катавском вагоностроительном заводе. Их главная особенность — низкий пол. Транспорт учитывает потребности маломобильных граждан и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, он оборудован в соответствии с современными требованиями. Так, для удобства пассажиров в вагонах предусмотрены бесконтактные валидаторы, места для зарядки смартфонов и информационные доски, а также Wi-Fi зона. Для комфорта поездок в любых погодных условиях в новых трамваях работает система кондиционирования воздуха, а для обеспечения безопасности — система видеонаблюдения.
«Новые трамваи очень понравились, просто замечательные — современные, красивые, тихие, едут мягко и места в них больше. Ждем, когда такие же появятся и на других маршрутах», — поделилась впечатлениями жительница города Татьяна Павлова.
В 2024 году благодаря нацпроекту в Самарскую область поступило 174 новых автобуса для организации межмуниципальных и муниципальных перевозок в малых городах и районах. Транспортные средства приобретены с использованием средств специального казначейского кредита. Новый пассажирский транспорт уже работает в 5 городах и 13 районах региона.
Обновление общественного транспорта в Самарской области идет не первый год. В прошлом году с использованием специального казначейского кредита было приобретено 22 автобуса. А в 2020-2021 годах в регион поступило более 70 единиц пассажирского транспорта в рамках льготного лизинга АО «ГТЛК»: 50 автобусов в Тольятти и 22 троллейбуса в Самару. Закупка подвижного состава будет продолжаться.
В Севастополь в этом году в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» впервые поступили 18 автобусов. Новые транспортные средства марки ЛиАЗ распределены по 10 маршрутам, где подвижной состав нуждался в машинах большей вместимости. Это помогло увеличить провозную способность направлений и снизить нагрузку в пиковое время.
«Автобусы приобрели за счет субсидии, чтобы обновить городской автопарк. В городе растет пассажиропоток, и чтобы с ним справиться, нужны автобусы средней и большой вместимости. Лично осмотрел новый транспорт и даже с удовольствием прокатился вместе с коллегами по центральному кольцу. Просторный, удобный салон, сам автобус низкопольный, он удобен для пассажиров с колясками и для пожилых людей», — рассказал губернатор Севастополя Михаил Развожаев.
В автобусах установлены кондиционеры — специально усиленные системы «летнего» типа для курортного региона. Также есть системы видеонаблюдения, автоинформаторы с цифровыми светодиодными табло.