ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА — многослойная конструкция в пределах проезжей части автомобильной дороги, воспринимающая нагрузку от автотранспортного средства и передающая ее на грунт.
ПОЛОСА ОТВОДА — полоса местности, выделяемая для расположения на ней дороги, постройки вспомогательных сооружений и посадки придорожных зеленых насаждений.
ИНТЕНСИВНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ — количество автомобилей, проходящих через определенное сечение дороги в единицу времени (за сутки или за один час).
ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ — максимально возможное число автотранспортных средств, которое может пройти по дороге за единицу времени.
РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ — комплекс работ по воспроизводству ее первоначальных транспортно-эксплуатационных характеристик, при котором производится возмещение износа покрытия, восстановление и улучшение его ровности и сцепных качеств, устранение деформаций и повреждений дорожного покрытия, земляного полотна, элементов обстановки и обустройства дороги.
КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ — комплекс работ, при котором производится полное восстановление и повышение работоспособности дорожной одежды и покрытия, земляного полотна и дорожных сооружений, осуществляется смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные и долговечные. В необходимых случаях повышаются геометрические параметры дороги с учетом роста интенсивности движения и осевых нагрузок на оси автомобилей в пределах норм.
РЕКОНСТРУКЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ — комплекс строительных работ на существующей дороге с целью повышения ее транспортно-эксплуатационных показателей с переводом дороги в целом или отдельных участков в более высокую категорию. Включает: спрямление отдельных участков, смягчение продольных уклонов, устройство обходов населенных пунктов, уширение земляного полотна и проезжей части, усиление конструкции дорожных одежд, уширение или замену мостовых и инженерных сооружений, переустройство пересечений и примыканий и т. д. Технология производства работ аналогична технологии строительства дороги.
ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ — сооружения, устраиваемые на дорогах при пересечении рек, оврагов, горных хребтов, дорог и других препятствий, снегозащитные, противообвальные. Основные искусственные сооружения: мосты, путепроводы, тоннели, эстакады, трубы, водоотводные устройства и др.
ОСТРОВОК БЕЗОПАСНОСТИ — элемент обустройства дороги, разделяющий полосы движения противоположных направлений (в том числе и полосы для велосипедистов), конструктивно выделенный бордюрным камнем над проезжей частью дороги или обозначенный техническими средствами организации дорожного движения и предназначенный для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги.
ВОДООТВОДНЫЕ УСТРОЙСТВА — комплекс сооружений, отводящих воду от земляного полотна и дорожной одежды и предотвращающих их переувлажнение (боковые канавы, лотки, водосборные колодцы, водопоглощающие и дренажные устройства).
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ (ИТС) — это комплекс систем, который помогает более эффективно эксплуатировать транспортную сеть, используя информационные, коммуникационные и управленческие технологии, встроенные в дорожную инфраструктуру или в транспортное средство. Комплекс ИТС способен выполнять функции диспетчерского ситуационного и оперативного координирования взаимодействий всех участников дорожного движения, спецслужб и ведомств.
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ПУНКТ ВЕСОГАБАРИТНОГО КОНТРОЛЯ (АПВГК) — это система, которая позволяет в круглосуточном режиме контролировать трафик и выявлять перегруженные автомобили. Комплексы способны автоматически взвешивать и определять размеры транспортного средства без необходимости его торможения или полной остановки.
КОНТРАКТ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА — контракт на осуществление дорожной деятельности, предусматривающий не только проведение дорожных работ, но и последующее содержание подрядной организацией объекта на протяжении нескольких лет.
ТЕХНОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ РЕМОНТНЫХ РАБОТ определяются с учетом вида проводимого ремонта.
ТЕХНОЛОГИЯ РЕГЕНЕРАЦИИ И СТАБИЛИЗАЦИИ (ХОЛОДНЫЙ РЕСАЙКЛИНГ) повышает капитальность дорожных одежд за счет использования связных слоев основания, усиливает несущую способность дороги, позволяет оптимизировать стоимость работ за счет повторного применения материалов существующей дорожной одежды.
ТЕХНОЛОГИЯ ОБЪЕМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ позволяет подобрать оптимальный состав смеси с учетом конкретных климатических условий, транспортной нагрузки, прогнозировать долговечность работы асфальтобетона в дорожной конструкции и увеличить срок службы на 20–30 %.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЩЕБЕНОЧНО-МАСТИЧНОГО АСФАЛЬТОБЕТОНА применяется для получения высоких эксплуатационных характеристик верхнего слоя покрытия — важнейшего конструктивного элемента дороги, который должен быть безопасным, простым в обслуживании и долговечным. Для приготовления смеси используется прочный кубовидный щебень, качественный битум в большем количестве, минеральный порошок и стабилизирующая целлюлозная добавка.
ОГРАЖДЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ — элемент дорожной инфраструктуры, повышающий безопасность движения. Вынужденные съезды транспортных средств с мостов и путепроводов, а также столкновения со встречными транспортными средствами предотвращают барьерные конструкции и парапеты. Выход животных на проезжую часть и движение пешеходов контролируют конструкции перильного типа. Осевое барьерное ограждение устанавливают для разделения транспортных потоков на 4- и 6-полосных дорогах I категории. При ширине разделительной полосы более трех метров применяют металлический двусторонний отбойник, а при ширине три метра и менее — железобетонные ограждения парапетного типа со специальным профилем боковых поверхностей.