В 2024 году благодаря нацпроекту в регионы поступило 6,6 тыс. единиц нового общественного транспорта
Благодаря реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги», инициированного Президентом России Владимиром Путиным, в российские регионы поступают новые автобусы, троллейбусы, трамваи и электробусы. Масштабное обновление подвижного состава началось в 2020 году. За пять лет в субъекты страны поставлено порядка 13 тыс. транспортных средств.
«Работа по обновлению общественного транспорта делает поездки удобнее для пассажиров, а также помогает устойчивому развитию населенных пунктов. На сегодня благодаря нацпроекту «Безопасные качественные дороги» мы обновили порядка 12,6 тыс. единиц общественного транспорта. К концу года эта цифра достигнет порядка 13,4 тыс., включая более 12,2 тыс. автобусов, 427 троллейбусов, 421 трамвай и 286 электробусов. Решать задачи по созданию удобной системы общественного транспорта продолжим в новом нацпроекте «Инфраструктура для жизни». Нам необходимо к 2030 году в агломерациях и городах увеличить долю парка общественного транспорта, имеющего срок эксплуатации не старше нормативного, не менее чем до 85 %», — сообщил заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин.
В настоящее время подвижной состав общественного транспорта поступает в регионы в рамках федерального проекта «Развитие общественного транспорта», а именно благодаря субсидированию льготного лизинга АО «ГТЛК» за счет федеральных средств и Фонда национального благосостояния, проектов комплексного развития городского электрического транспорта по концессионной модели, предоставления специальных казначейских кредитов, а также за счет резервного фонда Правительства РФ. Софинансирование из федерального бюджета дает возможность региональным перевозчикам получать в лизинг экологически чистый и комфортабельный транспорт, подходящий для людей с ограниченными возможностями здоровья, со существенной скидкой.
«В 2024 году 69 субъектам страны было передано более 6,6 тыс. единиц общественного транспорта, в том числе порядка 6,3 тыс. автобусов, 99 троллейбусов, 201 трамвай, 43 электробуса. Всего до конца года планируется обновить более 7,4 тыс. единиц подвижного состава. Отмечу, общественный транспорт — это не только обеспечение комфортного передвижения пассажиров. Это поддержка отечественного машиностроения, развитие муниципальных транспортных предприятий и маршрутной сети, это новые рабочие места. Всё это вкупе дает положительный социально-экономический эффект, благодаря которому повышается качество жизни россиян», — отметил Министр транспорта РФ Роман Старовойт.
Так, в Ижевск в этом году поступили 13 новых троллейбусов марки «Пересвет» с автономным ходом, часть из них уже начала работать на самом длинном городском маршруте № 10Д — от поселка Машиностроителей до улицы Архитектора Берша. Транспорт закуплен благодаря льготному лизингу АО «ГТЛК» за счет федеральных средств. До конца года по этой программе в Ижевск должно поступить еще шести троллейбусов.
«Я работаю водителем 37 лет, за это время ездила на различных троллейбусах, могу оценить разные машины. У новых троллейбусов «Пересвет» очень много плюсов. К примеру, если говорить о водителях, то на старых машинах практически не регулируется сидение. Здесь я могу настроить сидение и рулевую колонку под себя, чтобы было комфортно. Раньше, чтобы отрегулировать зеркала, мне приходилось выходить на улицу, сейчас же я могу с места водителя настроить их так, чтобы мне всё было видно. Ну и самое главное, что нравится не только нам, водителям, но и пассажирам, — это автономный ход. Если на дороге происходит какое-то ДТП или отключается напряжение, то в старых машинах приходилось останавливаться и ждать, когда освободится дорога. Это задержка в пути, опоздания, для людей это дополнительное ожидание транспорта на остановке. С новой техникой подобные проблемы в прошлом», — поделилась впечатлениями водитель троллейбуса I класса, мастер по эксплуатации подвижного состава троллейбусного парка № 2 МУП «ИжГорЭлектроТранс» Екатерина Калинина.
Ранее, в 2020 году, по нацпроекту в Ижевске был обновлен парк трамваев, закуплено 16 современных вагонов марки «Львёнок».
В начале ноября на маршрутные линии № 123 и 125 Челябинска вышли новые автобусы марки Volgabus, приобретенные в рамках предоставления льготного лизинга АО «ГТЛК» за счет Фонда национального благосостояния.
На маршруте № 123 «Копейск – Парк Гагарина» будет работать до 22 машин большого класса (дополнительно выделено три резервных автобуса), на линии № 125 «Копейск – Ж/Д вокзал» — 16 машин среднего класса (две резервные). Оба маршрута позволяют улучшить важнейшую связку Челябинска и крупного города-спутника.
«Я уже много лет работаю водителем, работа не из легких, ответственность большая за пассажиров. Конечно, новый транспорт облегчил работу, как будто открылось второе дыхание. Удобнее, маневреннее, в салоне тепло, да и людям больше комфорта», — делится впечатлениями водитель Владислав Очедовский.
Всего в 2024 году благодаря национальному проекту «Безопасные качественные дороги» в Челябинской области будет обновлено 247 автобусов по разным программам, из них 234 машины уже поступило в регион.
В Нижегородской области активно обновляют подвижной состав в рамках проектов комплексного развития городского электрического транспорта по концессионной модели. Работа по этому направлению началась в 2023 году, на сегодняшний день в Нижний Новгород поступило 117 электробусов и 62 трамвая.
«Задействуем все возможные меры поддержки для обновления подвижного состава и развития инфраструктуры общественного транспорта, включая механизмы инфраструктурных бюджетных кредитов, льготный лизинг с использованием средств Фонда национального благосостояния, специальных казначейских кредитов. Также идет масштабная модернизация городского электротранспорта в Нижнем Новгороде: закупаем 170 новых трамваев и полностью обновляем трамвайные пути — более 149 километров. Продолжается поставка электробусов для нижегородских маршрутов — запланировано приобрести 120 единиц. Важно отметить, что производство трамваев и части электробусов налажено непосредственно на территории региона. Кроме этого, за счет инфраструктурных бюджетных кредитов строим новые станции метро, также развиваем систему городских электричек. Это большая комплексная работа, в рамках которой не только решаются насущные проблемы, но и закладывается фундамент для инфраструктуры пассажирского транспорта на годы вперед», — рассказал губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.
К примеру, в феврале текущего года трамваи Т811 «МиНиН», произведенные на нижегородском предприятии «Нижэкотранс» в Ворсме, начали работать на восьми городских маршрутах из 10.
«Я работаю на вагоне «МиНиН» с самого начала. Не побоюсь сказать — я была первой, кто вышел на нем на маршрут. Новые трамваи комфортные, теплые. И по управлению они отличаются, хотя и простые. «Изюминок» у них масса. Отмечу элементарные вещи для комфорта водителей и пассажиров. Есть видеокамеры — это на самом деле очень удобно, всегда видишь, что происходит в вагоне. Еще в «МиНиНых» есть USB-разъемы — не только в салоне, но и в кабине водителя», — отметила водитель трамвая Дарья Николина.
Также в Нижнем Новгороде курсируют электробусы марки «МиНиН» и «ЛиАЗ». Они пользуются большой популярностью у населения, с момента выхода первых электробусов на линию (за 10 месяцев) они перевезли порядка 4 млн пассажиров.
Благодаря предоставлению специальных казначейских кредитов Чувашская Республика в текущем году закупила 30 автобусов, 20 из них в октябре начали курсировать в Чебоксарах на маршруте № 52 «Лесная улица – улица Рихарда Зорге». Он соединяет Калининский, Ленинский и Московский районы, проходит через центр города, который является местом притяжения туристов. За время работы транспортные средства большого класса перевезли более 330 тыс. пассажиров.
Основные преимущества автобусов «НефАЗ» заключаются в использовании компримированного природного газа, одного из наиболее экологичных видов моторного топлива, существенно уменьшающего вредное воздействие на окружающую среду.
«Работа водителем общественного транспорта всегда была непростой, но, когда пересаживаешься на новую машину, понимаешь, насколько комфортнее может стать твой рабочий день. Техника оборудована современными системами, что, в свою очередь, позволяет сосредоточиться на дороге и минимизировать отвлекающие факторы. Они имеют климат-контроль и мягкую подвеску. Это делает поездки более комфортными как для нас, водителей, так и для пассажиров, что особенно важно, если работаешь на довольно-таки протяженном маршруте», — отметил Алексей Тихонов, водитель автобуса.
Отметим, до конца 2024 года в Чебоксары должно прибыть 40 троллейбусов в рамках субсидирования льготного лизинга АО «ГТЛК» за счет средств федерального бюджета.