27 авг. 2024
Более 1 трлн иностранных инвестиций привлекли с момента своего создания преференциальные режимы Дальнего Востока и Арктики, управляемые Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) под руководством Минвостокразвития России. Как сообщили в КРДВ, резиденты территорий опережающего развития (ТОР), свободного порта Владивосток (СПВ) и Арктической зоны России (АЗРФ) реализуют 90 проектов с участием зарубежного капитала.
"Среди проектов резидентов ТОР, СПВ и Арктической зоны РФ - 90 с иностранным участием. Это 2,5% из общего числа всех инвестиционных проектов, реализуемых на Дальнем Востоке и в Арктике, их общая сумма - 1,1 трлн рублей", - сказал Сергей Скалий заместитель генерального директора КРДВ по сопровождению инвестиционных проектов.
Интерес к бизнесу на этих территориях активнее других проявляют инвесторы из Китая - на их долю приходится 61% проектов. Проект Амурского газохимического комплекса в Амурской области - крупнейшего в мире завода по производству полиэтилена и полипропилена - является самым масштабным. Это совместное предприятие китайской Sinopec (40%) и "Сибура" (60%).
Как отметили в КРДВ, в Приморском крае и в Амурской области компании "Легендагро Приморье" и "Легендагро логистика Амур" реализуют с участием китайского капитала инициативы в сельскохозяйственной отрасли. Производство грузовой техники китайской марки Faw в Приморье наладила компания "Юбо-Сумотори". Спрос на грузовики значительно возрос, отмечают там. Компания "И Сэнь" открыла деревоперерабатывающую фабрику полного производственного цикла, которая изготавливает березовый мебельный щит из круглого леса. В Приморье комплекс для выращивания сои и кукурузы создала компания "ДИК "Цяосин".
Также есть четыре проекта, которые реализуются с участием индийских компаний и 31 резидента из других стран. К примеру, предприятие "Джей Ти" запустило первую и единственную на Дальнем Востоке чаеразвесочную фабрику мощностью 1 млрд чайных пакетиков в год. Индустриально-логистический парк "Авиаполис Янковский" в Приморском крае стал местом для расположения производства по выпуску весового и пакетированного индийского чая.
Для зарубежных инвесторов становятся более привлекательными преференциальные режимы. На ТОР с начала 2024 года и в СПВ началась реализация 10 новых проектов с иностранным участием. "В этом году появилось еще десять новых проектов с иностранным участием на сумму 13,7 млрд рублей. Из них Китай реализует восемь проектов с объемом вложений в 10,7 млрд рублей. Инициативы касаются таких сфер, как добыча угля, производство и переработка зерновых и масленичных культур, строительство, судоремонт, образование", - сказал Сергей Скалий.
Сотрудничество с иностранными инвесторами усилит новый вид территории опережающего развития - Международная ТОР (МТОР).В 2025 году заработает механизм МТОР. В Приморье и Амурской области и других регионах определены площадки под создание таких зон. Применение процедуры свободной таможенной зоны также возможно в рамках МТОР.
Резидентом международной ТОР может стать новое российское юридическое лицо, при этом не ограничивается участие в нем иностранных юридических и физических лиц, что позволяет привлекать средства зарубежных инвесторов, как рассказал Сергей Скалий. Резидент МТОР должен будет запустить предприятие, ориентированное на продукцию с высокой добавленной стоимостью с капитальными вложениями в объеме не менее 500 млн рублей, для получения мер государственной поддержки.
Международное сотрудничество развивается, особенно со странами Азии, несмотря на санкции. Это выражается и в числе проектов, и в суммах инвестиций, и в уровне товарооборота. С точки зрения перспектив наращивания экономического сотрудничества Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) становится ключевым для России.
Поставляются в АТР минерально-сырьевые продукты, продукция металлургической промышленности, нефть и нефтепродукты, уголь, древесина и целлюлозно-бумажные изделия, химическая продукция, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, техника и другое. Рыба, морепродукты в значительном объеме отправляется на экспорт.
Из стран АТР импортирует Россия машины и оборудование, транспортные средства, химическую и сельскохозяйственную продукцию, текстиль, одежду и обувь, технические инструменты и аппаратуру и другое. За последние 10 лет товарооборот российского Дальнего Востока с Китаем удвоился и достиг $23 млрд по итогам прошлого года.
Новые требования к приграничной инфраструктуре предъявляет разворот экспортных потоков на Восток. На Дальнем Востоке в 2023 году пункты пропуска обработали 211 млн тонн грузов, при этом сухопутные пункты с 29,9 до 40,4 млн тонн увеличили грузооборот на границе с Китаем.
Запущенные в 2022 году два новых мостовых перехода - Благовещенск - Хэйхэ в Амурской области и Нижнеленинское - Тунцзян в Еврейской автономии - внесли значимый вклад в рост показателей. "За прошлый год по ним перевезли 3,8 млн тонн грузов. При этом потенциал этих объектов на порядок выше - до 4 млн тонн - Благовещенск - Хэйхэ и до 24 млн тонн - Нижнеленинское - Тунцзян. Дальнейшему увеличению объемов перевозки будет способствовать развитие логистической инфраструктуры на примостовых территориях", - сказал Сергей Скалий.
Новый таможенно-логистический терминал "Кани-Курган" функционирует вблизи моста у Благовещенска, создается многофункциональный железнодорожный терминальный комплекс "Сухой порт Благовещенск", ведется строительство пункта пропуска "Кани-Курган". Проект по созданию транспортно-логистического центра реализуется у моста в Еврейской автономии и планируется строительство железнодорожного комплекса по перевалке сжиженных углеводородных газов и продуктов нефтехимии.
Также появится в Амурской области единственная в мире трансграничная канатная дорога через Амур между Благовещенском и китайским Хэйхэ. Планируется запустить в 2025 году надежное круглогодичное комфортабельное пассажирское сообщение между двумя странами. Будет состоять объект из двух независимых линий с двумя кабинами вместимостью до 110 человек каждая. До 1,7 млн человек в год сможет перевозить дорога. Четырехуровневый пассажирский терминал общей площадью 26 тыс. квадратных метров строится на российской стороне. Пункт пропуска через государственную границу, магазин беспошлинной торговли, рестораны, торговые и развлекательные объекты будут работать в нем вместе с терминальной станцией канатной дороги.
В Хабаровском крае реализуется Единая российско-китайская концепция развития острова Большой Уссурийский, разрабатывается мастер-план российской части острова и прилегающих территорий Хабаровского края, как сообщал ранее Алексей Чекунков глава Минвостокразвития России. Предполагается на первом этапе строительство грузопассажирского трансграничного перехода, создание туристической и деловой инфраструктуры. Не менее 80 млрд рублей составит общий объем инвестиций с российской стороны. Ожидается, что к 2030 году пассажиропоток через остров достигнет 1,4 млн человек, грузооборот - 1,3 млн тонн.